Неподвижный состав: вагоностроение ушло в минус из-за «Укрзалізниці»

Вагоностроители не оправдали ожиданий поставщиков. За год отрасль потребила всего 240-250 тыс. т металла

В 2019 году производство грузовых вагонов и платформ в Украине уменьшилось по сравнению с 2018-м на 5,2% – до 10 571 ед. Показатель снизился, поскольку с рынка почти полностью ушла «Укрзалізниця», которая и на своих заводах почти ничего не производила, и у «чужих» не покупала. Напомним, что в 2018 году производство грузовых вагонов выросло на 63,3% – до 11 152 ед.

Динамика вагоностроения в течение прошлого года была очень нестабильной. В I полугодии производство вагонов выросло по сравнению с аналогичным периодом 2018-го на 10,2% – до 6000 ед. Однако во II полугодии началось замедление динамики роста, которое переросло в снижение в ноябре и обвал в декабре. В последний месяц 2019 года заводы выпустили всего 530 грузовых вагонов, что на 24% меньше, чем в ноябре, и на 45%, чем в декабре 2018-го. Следует отметить, что падение в вагоностроении совпало со спадом в промышленности, который также случился в конце года.

Динамика производства грузовых вагонов по производителям в 2019 году была такой:

  • КВСЗ – 5237 ед. (+41,7% к 2018 году);
  • ОМЗ «Карпаты» –1428 ед. (+39,7%);
  • «Попаснянский вагоноремонтный завод» – более 600 ед. (-60%);
  • «Аурум Груп» – 279 ед. (+8,1%), в том числе 251 полувагон и 28 зерновозов на мощностях Дизельного завода в Кривом Роге;
  • собственные мощности «Укрзалізниці» – 21 ед. (20 – полувагонов и 1 зерновоз) для собственных нужд (по данным издания ЦТС). В 2018 году собственное производство УЗ составило около 3 тыс. вагонов.

Производственные результаты «Днепровагонмаша» в 2019 году неизвестны, но у предприятия были намерения увеличить производство на 36% – до 3150 вагонов.

Оптимизма.net

В отношении 2020 года вагоностроители настроены достаточно пессимистично: результаты конца 2019-го и сложные перспективы развития экономики способствуют этому. Первый сигнал – вагоностроители сталкиваются с трудностями при формировании производственных планов на 2020 год. Причем это касается выпуска как универсальных полувагонов, так и хопперов для перевозки зерновых.

«Портфель заказов на 2020 год набран в полном объеме только на январь, по февралю наблюдается частичный недобор. Начиная со следующих месяцев ситуация с набором заказов пока неясна», – говорит Ростислав Гапатин, директор ОМЗ «Карпаты».

По словам Андрея Жария, генерального директора «Аурум Груп», производство подвижного состава в Украине имеет ярко выраженную цикличность. Вероятно, 2019 год был окончанием очередного пика спроса и производства, а 2020 год может стать годом сворачивания их объемов.

«Учитывая крайне высокую степень износа действующего государственного и частного парков грузовых вагонов, следующий цикл обязательно настанет тогда, когда экономика продолжит свой рост, а инфраструктура, в данном случае – грузовые вагоны, не сможет его обеспечивать», – добавляет Андрей Жарий.

На Крюковском вагоностроительном заводе прямо говорят о стагнации внутреннего рынка и возможном переориентировании на экспорт.

«2020-й – это прежде всего год стагнации рынка грузового вагоностроения для колеи 1520. Спад уже длится минимум полгода. Мы на КВСЗ его пока не почувствовали, потому что у нас контракты, которые переходят с 2019-го на 2020-й. Соответственно, ищем и покупателей, и партнеров, чтобы существенно увеличить экспорт на рынки дальнего зарубежья. И это самое главное направление из числа перспективных. Потому что спрос на рынке СНГ будет снижаться», – отметил в интервью корпоративному изданию Владимир Приходько, председатель набсовета ПАО «КВСЗ».

Слабая надежда

Определенный задел для вагоностроителей – реализация планов обновления вагонных парков «Укрзалізниці» и частных собственников вагонных парков. Износ грузовых вагонов по многим категориям составляет 80-90%.

Из перспектив крупных заказов в 2020 году на данный момент можно отметить такие намерения:

  1. УЗ хочет приобрести 2000 полувагонов за счет кредита ЕБРР;
  2. Компания «ОТП Лизинг» намерена инвестировать в расширение своего вагонного парка до $55 млн. Это, оценочно, 1000-1100 новых полувагонов.

Итого на данный момент условно гарантированный объем внутренних заказов на 2020 год составляет не менее 3 тыс. грузовых вагонов. В свете реформы «Укрзалізниці» руководство Кабмина, Мининфраструктуры и самого госперевозчика всю вторую половину 2019 года фонтанировали планами и намерениями. Теперь осталось подождать реализации этих «прожектов» и в части вагонов.

Анонсированных других частных заказов пока очень немного. Так, Кролевецкий комбикормовый завод за счет банковского кредита на $8,5 млн купит в том числе 100 вагонов-зерновозов.

Кроме того, частным вагоностроителям немного проще от того факта, что производство грузовых вагонов на собственных мощностях УЗ в 2020 году не планируется, а значит меньше конкуренция.

Экспорт-импорт

Еще одним возможным драйвером увеличения объема производства может стать экспорт вагонов, на который хочет сделать ставку КВСЗ. Так, в 2019 году Украина экспортировала 2,4 тыс. вагонов на $139 млн. Исходя из динамики украинского экспорта грузовых вагонов за 2015-2019 гг., цифра в 2-3 тыс. в текущем году выглядит вполне реалистичной. С другой стороны, в свете ухудшения мировой экономической конъюнктуры существенного прироста внешних продаж ожидать не приходится.

Не менее важным для вагоностроителей является фактор импорта вагонов. В 2019 году Украина импортировала 5,3 тыс. грузовых вагонов на $85,2 млн, в 2018-м – более 4,8 тыс. на $67,1 млн.

Металлопотребление в 2019-м

Производство грузовых вагонов имеет высокую степень локализации – более 95%, то есть в них используется преимущественно украинская продукция из нашего металла.

«Мы импортируем по позициям, которые в Украине не производятся или являются острым дефицитом, в частности, сюда можно отнести воздухораспределители производства ПО «Трансмаш», – поясняет Ростислав Гапатин.

Для производства одного грузового вагона в среднем необходимо столько металла:

  • 4 колесные пары – около 6 т;
  • вагонное литье: рама боковая – 4 шт., балка надрессорная – 2 шт., 2 комплекта автосцепок и др., – около 4 т;
  • металлопрокат для кузова – 13-14 т.

Литье и колесные пары вагоностроители приобретают у внешних поставщиков, их же задача – построить кузов и совместить все элементы конструкции в конечный продукт.

«Основными поставщиками металлопроката для потребностей завода выступают металлургические предприятия Украины, Словакии, Турции и Белоруссии. Литье завод получает в основном от украинских заводов: «Азовмаша», Кременчугского, Нововолынского и Днепродзержинского сталелитейных заводов», – отмечает Ростислав Гапатин.

Снижение производства вагонов в прошлом году неизбежно привело к снижению металлопотребления. Упрощенный подход и подсчет – без учета мелких деталей и разницы в типах вагонов – показывает, что потребление металла по основным элементам конструкции вагона в 2019 году составило примерно:

  • колесные пары – около 60 тыс. т;
  • вагонное литье – около 40 тыс. т;
  • металлопрокат для кузова – примерно 140-150 тыс. т.

В частности, по словам Ростислава Гапатина, на ОМЗ «Карпаты» в 2019 году при производстве грузовых вагонов и другой продукции было обработано 21,9 тыс. т металлопроката, литья и комплектующих. Возможный объем 2020 года пока неясен.

В итоге украинские вагоностроители за год использовали при производстве новых грузовых вагонов примерно 240-250 тыс. т металлопродукции, львиная доля которых – отечественный металл. Но это без учета приобретения необходимой металлопродукции и комплектующих для проведения различных видов ремонта грузовых вагонов.

https://gmk.center